Летом, в палящий зной в Центральной Азии все понимают важность дефицитных водных ресурсов. По прогнозам экспертам, в ближайшем будущем вода станет гораздо более важным элементом не только для отдельных людей, но и для стран. Эти проблемы актуальны и для тюркских стран региона., водные конфликты негативного сказываются на будущее центральноазиатских республик.
Потому что водно-энергетические ресурсы региона распределены неравномерно. Хотя Казахстан, Узбекистан и Туркменистан богаты энергетическими ресурсами, они зависят от водных ресурсов своих соседей, находящихся на высокогорье. Таджикистан и Кыргызстан богаты водными ресурсами, но недостаточными энергетическими ресурсами, такими как нефть и природный газ.
По этой причине между странами возникают некоторые трения и недопонимание. Например, речные воды, которые Кыргызстан собирает плотинами весной-летом и сбрасывает для производства энергии зимой, вызывают наводнение в Казахстане и Узбекистане. Но летом, наоборот, воды не хватает, что приводит к засухе на сельскохозяйственных полях.
Профессор Гирай Сайнур Дерман обращает внимание на неспособность наладить целостное сотрудничество между странами Центральной Азии и указывает, что каждая страна стремится решить водную проблему в одностороннем порядке, не учитывая интересы сопредельных государств. Каждая из этих стран стремится решать свои собственные проблемы, а не искать приемлемое для всех решение.
Таджикистан и Кыргызстан отдают приоритет реализации собственных проектов ГЭС для решения своих насущных энергетических проблем. В связи с этим прилагаются усилия по полной реализации Рогунской ГЭС на юге Таджикистана и Камбаратинской ГЭС в Кыргызстане. Если эти проекты, требующие серьезных финансовых вложений, будут реализованы, и начнут работать на полную мощность, общая ситуация негативно повлияет и на другие страны региона.
Проблемы с водой не новы для Центральной Азии. Эти проблемы существовали и в советский период, но они решались по указанию из Москвы. Для решения водной проблемы, возникшей после распада Советского Союза, страны региона объединились и начиная с 1992 года подписали различные соглашения. Однако, несмотря на то, что прошло более 30 лет, эти соглашения так и не привели к окончательному урегулированию споров.
Страны региона также приняли участие в международных соглашениях по решению этой проблемы. Например, Узбекистан, Туркменистан и Казахстан подписали Хельсинкскую конвенцию 1992 года о сохранении и использовании трансграничных ресурсов и международных озер. Поучительны следующие заявления в документе: «...Стороны с трансграничными реками будут сотрудничать путем заключения двусторонних или многосторонних соглашений на равноправной и взаимовыгодной основе в рамках согласованной политики, программ и стратегий».
Кроме того, глобальный консенсус подчеркивает, что все государства имеют равные права на доступ к международным рекам. Несмотря на все это, страны по разным причинам не выполняют своих обязательств по соглашениям которые они подписали.
Эксперты отмечают, что если Соглашение по трансграничным рекам не будет соблюдаться и споры продолжатся, страны региона ждут серьезные проблемы, особенно в вопросах экологической безопасности.
Самой трагической экологической проблемой является возможность высыхания некоторых озер. Например, если оно не будет получать достаточно воды, большая часть озера Балхаш может высохнуть и остаться только одна треть. Если воды рек Урала и Волги, идущих из России, отступят, Каспийское море может высохнуть, как Аральское.
С другой стороны, вызывает беспокойство и тот факт, что Китай ежегодно увеличивает потребление воды из реки Иртыш. Если так будет продолжаться, эксперты предсказывают, что Иртыш высохнет к 2050 году, а озера Зайсан и Буктурма в Казахстане постигнет та же участь. Поэтому важно без промедления принять меры, чтобы гарантировать соблюдение странами соглашений, заключенных для предотвращения экологических проблем в регионе.
С другой стороны, водная проблема в Центральной Азии также рассматривается как потенциальный инструмент, который поставит под угрозу региональную стабильность. Этот риск для безопасности региона возникает из-за утверждений о доминировании и тенденции прибегать к военным мерам для разрешения споров как между странами, так и внутри них. Неспособность найти решение этого вопроса в течение длительного времени может привести к значительным последствиям, которые затрудняют сотрудничество между странами региона и потенциально нарушают социально-экономический и политический прогресс государств.
По словам профессора Дермана в его статье «Водная проблема и экологическая безопасность в Центральной Азии», соседние державы захотят оказывать влияние на регион, привязать его к своим проектам. Учитывая наличие значительного количества энергоресурсов в регионе, регион может превратиться в игровую площадку для великих держав и могут возникнуть сценарии, аналогичные конфликтам, наблюдаемым на Ближнем Востоке.
Другая опасность заключается в том, что страны региона могут искать решения, выходящие за рамки мирных и дипломатических путей, и впадать в разногласия, которые приведут к враждебным действиям между собой.
Учитывая все это, крайне важно, чтобы водный вопрос, который с каждым днем становится все более актуальным, был решен как можно скорее. Первый способ найти решение – это для государств Центральной Азии пересмотреть свою инфраструктуру и определить приоритетность решения проблем в соответствии с принципами международного права. Можно сказать, что более постоянным и эффективным является поиск путей укрепления регионального сотрудничества между собой.
Центральноазиатские страны должны совместно разрабатывать проекты и стараться предотвращать внешнее вмешательство путем укрепления взаимовыгодных коммерческих связей и взаимосвязанности, поскольку их религиозные и культурные корни, такие как водные пути, питаются из одного и того же источника.