Представляется, что период 2020–2025 годов унаследует багаж проблем, с которыми столкнулся Евразийский экономический союз в самом начале своего пути. Об этом говорится в статье «Новые контуры внешнеэкономической стратегии ЕАЭС», подготовленном Высшей школой экономики.
По словам экспертов, в этой связи достижение существенного прогресса в реальной, а не декларативной внутренней интеграции по ряду стратегических направлений, таких как финансовый рынок и энергетика, в обозримом будущем вызывает вопросы.
Как отмечается в статье, пандемия коронавируса, обрушившаяся на мир весной 2020 года, и последовавший за ней коронокризис, с одной стороны, вытеснили из международной повестки многие актуальные вопросы, включая протекционизм, продвижение отдельными странами нарратива о справедливой торговле на смену свободной и ряд других. С другой стороны, пандемия привлекла внимание широкой общественности к проблеме реагирования и выхода стран и региональных интеграционных объединений из кризисных ситуаций, и ЕАЭС в этом плане не является исключением.
«Уже сейчас мы можем наблюдать принципиально новый контекст развития евразийской интеграции. В 2020 году заканчивается первая «пятилетка» функционирования ЕАЭС, в этом же году сменилось председательство в Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), одном из ключевых наднациональных органов Союза, в мае 2020 г. была одобрена Стратегия развития интеграции на ближайшие пять лет. Растет число внешних вызовов, среди которых расширяющиеся антироссийские санкции, торговые войны между США и Китаем и уже упомянутый коронакризис. Все это заставляет по-новому взглянуть на перспективы и саму модель продвижения проекта евразийской экономической интеграции», - считают авторы.
Во-первых, за первую «пятилетку» ЕАЭС может занести себе в актив налаживание связей с зарубежными партнерами и тестирование различных форматов сотрудничества. За это время было подписано торгово-экономическое соглашение с КНР, Временное соглашение, ведущее к образованию ЗСТ с Ираном и полноценные ЗСТ с Вьетнамом, Сербией и Сингапуром, проведены консультации и переговоры с другими странами, заключены Меморандумы о взаимопонимании как со странами, так и с другими государствами. Следует упомянуть и апробацию формата государства — наблюдателя ЕАЭС, которым стала Молдова в 2018 г.
Однако стоит также учитывать, что во многом «на руку» ЕАЭС играет молодость объединения — почти любая сделка и договоренность с третьими странами воспринимается как достижение евразийской интеграции. Но представляется, что Союз исчерпал этот стартовый капитал, а в ближайшие годы возникнет необходимость перехода от количественного к качественному росту, запуску и продвижению новых ЕАЭС-центричных форматов внешнеэкономического взаимодействия, выходящих за пределы классических ЗСТ. Последнее особенно важно с учетом «гонки интеграций», в которой ЕАЭС пока уступает МЕРКОСУР, АСЕАН и ЕС, с точки зрения содержательного наполнения повестки сотрудничества с зарубежными партнерами.
Во-вторых, неоднократно встречаются экспертные оценки о кризисе системы многосторонней торговой либерализации, и в последнее время стало модным утверждать, что коронакризис отправит в нокдаун свободную торговлю. Однако подобные заявления больше походят на красочные заголовки и не раскрывают суть происходящего. В действительности, только за последние 20 с лишним лет данная система сталкивалась с серьезными внешними потрясениями и достойно их преодолевала: Азиатский финансовый кризис 1997–1998 г. считается одной из главных причин запуска третьей волны регионализма, а в разгар мирового экономического кризиса (2009 г.) было зафиксировано рекордное годовое количество новых региональных торговых соглашений — 21.
В-третьих, на данный момент слабым звеном ЕАЭС является уровень межправительственного диалога. Периодические переносы сроков реализации проектов, взаимные обвинения в несоблюдении законодательства Союза, торговые разногласия между государствами-членами, неготовность многих участников интеграции пойти на компромисс по чувствительным вопросам, — все это негативно сказывается на общей динамике развития евразийской интеграции, кульминацией чего стали трудности в принятии Стратегии развития ЕАЭС до 2025 г.
www.tazabek.kg/news:1636450?f=cp