Почему в школах важно изучать такую науку как генетика, какие мифы в ней существуют и какие навыки нужны учителям, вот о чем данная статья.
– Генетика – одна из самых актуальных и в то же время спорных в плане инфопространства разделов биологии, если считать по количеству мифов вокруг научной отрасли. Как педагог, я сталкивалась мифами.
Отмечу, что последние десятилетия в этой сфере проводится множество интересных исследований, сделано много важных научных открытий. Однако даже сейчас по-прежнему существуют мифы, которые могут формироваться еще со школы. Один из самых распространенных – о том, что гены определяют все индивидуальные черты человека. Но, это только отчасти правда. В геноме человека есть предрасположенность к болезням, которые могут не развиться в зависимости от того, какой он будет вести образ жизни, какая у него будет диета. Это, например, болезни сердечно-сосудистой системы, сахарный диабет второго типа, болезнь Паркинсона, Альцгеймера. Еще один миф: по генам можно определить национальность человека. В генетике вообще отсутствует понятие национальности, есть понятие человеческих популяций.
Сегодня генетика и биотехнологии – отрасли, наиболее развивающиеся в современной цифровой и высоконаучной экономике. Достаточно сказать, что различные вакцины против коронавирусной инфекции, которая сейчас сертифицированы и запущены в производство, созданы с применением генетических технологий (а именно – модифицированных вирусных векторов). Но чтобы освоить эту науку, нужно дать ученикам разобраться, что происходит внутри генетики. Поэтому, в школе важна не только теория, но и освоение генетических технологий. Такой подход даст ученикам, помимо практических навыков, конкурентные преимущества на рынке труда в сфере бурно развивающейся генетики и биотехнологий.
Требуется пересмотреть содержание программ по таким предметам как биология, химия чтобы их содержание отражало уровень развития современных генетических технологий.
В рамках биологии, помимо теоретической генетики, следует рассказать о методиках анализа генетических материалов, генотипирования, которыми оперируют современные специалисты в лабораторной практике. В химии необходимо развить содержание тем, которые относятся к молекулярным основам наследственности, к строению белков, нуклеиновых кислот.
А если говорить о дополнительном образовании?
Здесь мне, как и другим учителям, скорее не хватало владения методиками. Да, мы с учениками на уроках занимаемся изучением генетических методов, решаем генетические задачи и единичные по-настоящему лабораторные работы. Но это самый простой уровень изучения, который носит более теоретический характер. Современные требования означают, что осваивать генетику следует на примере методик генетических исследований. Нам предстоит через лабораторный практикум добиваться, чтобы ученики понимали, что происходит на каждом этапе исследований, приобретали умения, которые позволят связать свою жизнь с исследовательской или производственной деятельностью в сфере генетики.
Для изучения генетики на современном уровне школам нужна лабораторная база, которая может быть двух видов. С одной стороны, это высокотехнологичное оборудование и с другой стороны, есть сравнительно простое оборудование, которое можно получить из доступных материалов: их можно пробрести в продовольственных магазинах, магазинах бытовой химии. Я имею ввиду материалы для выделения РНК, ДНК, очистки нуклеиновых кислот в рамках лабораторных занятий.
Работая в школе на протяжении 13 лет, ежегодно мои ученики активно принимают успешное участие в различных этапах республиканской олимпиады. С уверенностью могу сказать, что большую роль в выборе биологии как любимого предмета стали именно занятия по генетике. Так моя ученица Кубанова Сайкал принимала участие в олимимпиаде по биологии в 2019-2020 и 2020-2021 учебном году. В Республиканском этапе занимала второе место. На вопрос почему ты выбрала именно предмет биологии Сайкал отвечала: «Когда я прибыла в Жалал-Абад и пришла учиться в школу гимназию №5 имени Б. Осмонова на занятиях по генетике я узнала, что В 2008 году генетики объявили, что смогли впервые скорректировать набор генов у ребенка, который вскоре должен был появиться на свет. В 2009 году родилась девочка с измененным генетическим набором. Это было настоящее открытие, так как в будущем родители смогут модифицировать ДНК своих детей.
Как такое возможно -удивилась я. Я задумалась о том, что должна работать в области медицинской генетики».
И сегодня биология является приоритетным выбором среди учеников нашей школы для участия в олимпиадах. Так, например Каримов Мухаммадазиз и Адылова Венера будут защищать честь Жалал-Абадской области на республиканском туре олимпиады по биологии. В их выборе также основную роль сыграли занятия по генетике.
Сегодня использование геномики является обычным делом. Возможно определить последовательности любых генов. Ученики чувствуют себя на занятиях как ребенок в кондитерской лавке. Возможность получать сразу полные геномы для большой группы людей перевела биологию на новый уровень.
Учитель биологии Мамедова Т. С.