Год 2022-й может стать определяющим во внешнеполитических процессах в Центральной Азии, на фоне эскалации отношений между Москвой и Вашингтоном, и сопутствующим усилением Пекина, пришло время Бишкеку выбирать какие шаги мы будем проводить во внешней политике, то есть – чью сторону примем?
Кыргызская Республика во внешней политике ещё при президентстве Аскара Акаева объявила о проведении много векторной политики, официальный Бишкек старается поддерживать тесные отношения со всеми экономическими и политическими центрами мира, выстраивает работу с НАТО по программе «Партнёрство во имя мира», принимает грантовую и донорскую помощь от Европейского Союза и стран Северной Америки, сотрудничает с банковскими учреждениями Китая по инвестиционным программам, активно проводим работу в рамках так называемого «Тюркского мира».
Наряду с этим, мы являемся членами ЕАЭС и ОДКБ, что в большей мере благоприятно сказывается на экономической ситуации в стране, открывает нам доступ к относительно дешёвым поставкам ГСМ, сырья, нефтепродуктов, леса и благоприятного освоении трудового рынка РК и РФ. Наши военнослужащие в свою очередь в рамках партнёрства по линии ОДКБ получают военно-техническую помощь, а также, имеют возможность бесплатно учиться в военных учебных заведениях стран ОДКБ, за счёт эксплуатации ВС РФ ряда объектов военного значения на территории нашей страны.
То есть, видно, что Бишкек, какой бы президент либо правительство не было при власти, свободно работал со всеми сторонами многополярного мира, порой получая внутреннюю дестабилизацию общественно-политической обстановки в связи с чрезмерным заигрыванием во внешней политике.
В январе месяце текущего года, Москва поочерёдно с Вашингтоном и Брюсселем провела сложные переговоры относительно снятия напряжения в двусторонних отношениях – сгладить кризис в отношениях, но ни США, ни НАТО не смогли оценить намерения России назвав их предложения «ультиматумом» и в информационном плане всячески нагнетая обстановку вокруг встречи. По итогам переговоров выяснилось, что военно-политическое руководство НАТО в целом ошибочно оценивают события 1990-х и 2000-х годов, к примеру, не чувствуют свою моральную ответственность за бомбардировки Югославии в обход резолюции ООН и решения Совета Безопасности ООН, не признают устные обязательства руководителей стран НАТО данных еще руководству Советского Союза в лице Михаила Горбачёва, о не расширении НАТО на восток за счёт стран бывшей Организации Варшавского Договора.
Следует отметить, что находясь под воздействием жёстких экономических санкций от США и стран ЕС, Россия смогла значительно перестроить свою экономику и успешно провести импортозамещение ряда наименований, в том числе в сфере сложного технологичного производства, теперь санкции всё больше и больше толкают её в объятия коммунистического Китая у которого тоже свои сложности в отношениях с ЕС и США. Мир постепенно получает военно-политический союз между Москвой и Пекином.
Кыргызская Республика также вплоть до 2001г., находилась под санкцией США, хотелось бы заметить что «Поправка Джексона — Вэника» (торговые ограничения) была снята с нашей страны только после полного уничтожения нашей экономики, когда мы уже не могли грозить интересам американских и европейских корпораций, ну и вхождения страны в проект «О восстановлении Великого шёлкового пути» курируемого США.
Начало текущего десятилетия выдалось жарким, мир стоит на повторном разделении между государствами, с одной стороны Североатлантический альянс жмёт Россию на востоке Европы фактически дойдя до её государственной границы, с иной стороны Пекин и Москва могут заключить военно-политическое соглашение нового уровня и сообща действовать против образовавшегося союза между коллективной Европы, США и Японии.
Официальному Бишкеку уже не получится отвертеться общими фразами и неочевидными попытками стать мостом между Востоком и Западом, необходимо будет принимать активное участие в повестке дня в рамках ШОС и ЕАЭС. Проводить согласованную политику с Москвой – разумеется, если это не будет слишком дорого нам обходиться. При этом, вести текучку отношений с Западом, не обостряя их, но и не идти на конфронтацию с Москвой и иными партнерами по ЕАЭС и ОДКБ.
Можно ли не участвовать в международных разбирательствах и текущих тенденциях? – можно, но тогда мы рискуем превратиться не в участника, а в объект этих разбирательств, на подобии текущей Украины. А попытки ведь были…
Ерсын Кайырбулатов